Бухгалтерский учет ТСЖ

Работая в программе «1С: Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ» многие пользователи делают только расчет квартплаты,  забывая, что программа позволяет вести полноценный бухгалтерский учет.

Рассмотрим в этой статье, как используя возможности типового функционала, максимально облегчить некоторые операции по ведению бухгалтерского учета в программе.

Во-первых, рассмотрим проводки бухгалтерского учета по операциям начисления квартплаты и оплаты жителями начислений.

Дт 76.**(расчеты с жильцами) Кт 86.02 (целевые поступления от жильцов)  - начисление квартплаты

Дт 51 (50) Кт 76.** (расчеты с жильцами) — оплата жильцами

Для начала сделаем в программе некоторые настройки, чтобы автоматически заполнялись счета учета в документах.  Эти счета нужно предварительно заполнить в регистрах.

Для расчетов с контрагентами используется регистр «Счета расчетов с контрагентами». Заполнить его можно, открыв раздел Покупки-Продажи -> Справочники и настройки –>  Контрагенты

В открывшемся списке (справочнике) Контрагенты вызываем команду «Счета расчетов с контрагентами»
БухУчет_ТСЖ_1

 

Создадим новую настройку, которая будет заполнять по расчетам с жителями в документах «Реализация товаров и услуг» счет расчетов с контрагентами 76.05 (либо другой субсчет счета 76).
БухУчет_ТСЖ_2

 

Заполним новое значение для контрагента «Жильцы» следующим образом: указываем счет расчетов с покупателем 76.05 и сохраняем настройку. На каком счете вести учет по авансам, решайте сами. Это может быть также счет 76.05 или другой субсчет счета 76, либо счет 62.02.

Небольшое отступление. В одном ТСЖ учет на 76 счете  в бухгалтерском разделе велся в разрезе жителей.   Была некоторая путаница в проводках, когда для авансов использовался тот же счет 76.05. Если от жителя была переплата (авансы), потом эти авансы закрывались, и  делалась проводка 76.05 (авансы) 76.05 (расчеты), получались суммы, которые в целом увеличивали обороты на 76 счете, что было не совсем удобно. Но в примере, рассматриваемом в данной статье учет на счете 76 ведется сводно по всем жителям и возможность аванса маловероятна, то можно смело использовать для авансов счет 76.05.

 

БухУчет_ТСЖ_3

 

 

При этом в документе «Реализация товаров и услуг» при выборе контрагента «Жильцы» автоматически заполнится счет расчета, равный 76.05.

Для того, чтобы в документе «Реализация товаров и услуг» в табличной части «Услуги» автоматически при выборе услуги заполнялся счет учета 86.02, заполним настройку соответствующего регистра для справочника «Номенклатура».

Открываем раздел Номенклатура и склад –> Справочники и настройки –> Номенклатура

Вызываем команду «Счета учета номенклатуры»

 

БухУчет_ТСЖ_4

 

Так как наши услуги находятся в группе «Услуги», заводим новую настройку и указываем номенклатурой эту группу. Счет учета устанавливаем 86.02 и заводим аналитику к счету, например «Целевые поступления от жильцов» (любое другое наименование). Счет доходов и расходов также устанавливаем 86.02.

 

БухУчет_ТСЖ_5

 

Сохраняем настройку. И создадим новый документ «Реализация товаров и услуг». Укажем в  качестве контрагента «Жильцы». Отметим, что автоматически заполнился счет расчетов с контрагентами 76.05 и договор, установленный «По умолчанию».

 

БухУчет_ТСЖ_6

 

Для того, чтобы договор автоматически подставлялся в документ, проверьте настройки данного договора. Вид договора должен быть «С покупателем».
БухУчет_ТСЖ_7

 

Перейдем к заполнению табличной части документа.

Заполнять документ «Реализация товаров и услуг» можно по кнопке Добавить или по кнопке Подбор.

В первом случае после выбора из справочника «Номенклатура» нужной услуги список закрывается.
БухУчет_ТСЖ_8

 

При подборе список остается открытым, пока вы выбираете нужные услуги и указываете количество.

Данный способ существенно ускоряет время заполнения.
БухУчет_ТСЖ_9

 

Заполнив документ услугами полностью, обратим внимание, что в табличной части отразился счет доходов 86.02

Проведем документ, не закрывая его формы,  командой Провести.
БухУчет_ТСЖ_10

 

И посмотрим на проводки документа.
БухУчет_ТСЖ_11

 

Видим, что проводки правильные Дт 76.05 Кт 86.02. Но по счету 86.02 нет никакой аналитики.

Исправим данную неточность.

Дело в том, что типовой функционал программы «1С: Бухгалтерия предприятия 3.0» при выборе услуги не заполняет ее аналитику, указанную в настройках «Счета учета номенклатуры». Сделаем это вручную:
БухУчет_ТСЖ_12

 

Установим статью «Целевые поступления от жильцов» по всем строкам документа.

Снова проведем документ и проверим проводки.
БухУчет_ТСЖ_13

 

Сейчас нужная нам статья установилась.

Но что, если мы хотим знать, сколько и на какую сумму было начислено по каждой услуге. Т.е. видеть аналитику по счету 86.02 в разрезе услуг.

В расчетном отделе мы можем видеть эту информацию, сформировав определенные отчеты.  Но хотелось бы и в бухгалтерском учете видеть расшифровку по счету 86.  Кроме того, при правильной настройке проводок можно будет собирать информацию в суммовом выражении по  услугам, полученным от поставщиков, выставленным жителям, оплаченным поставщикам и оплаченным жителями.  И видеть не закрытые сальдо по каждой услуге.  Некоторые докучливые собственники жилья требуют подобные отчеты (и имеют на это полное право). А делать подобные отчеты в программе можно легко и предоставлять жильцам эту информацию.

Таким образом, необходимо для каждой услуги завести соответствующую статью назначения целевых средств. Для каждого услуги справочника «Номенклатура» создать свою настройку счетов учета расчетов.

 

БухУчет_ТСЖ_доп

И в табличной части документа указать эту стать.  Тогда проводки документа будут выглядеть следующим образом:
БухУчет_ТСЖ_14

 

Операция начисления жителям коммунальных услуг делается ежемесячно и оформляется документом «Реализация товаров и услуг», как описано выше.
Эта операция в программе «1С:Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ»  автоматизируется, т.е. программа может автоматически создать документ и заполнить в ней суммы  начислений за месяц по каждой услуге.

Для  этого сделаем прежде всего сопоставление услуг (коммунальных и жилищных) в расчетном разделе подобным же услугам из справочника Номенклатура бухгалтерского раздела.  В бухгалтерии и в расчетном отделе используются различные справочники для отражения операций и для правильного и быстрого получения данных в бухгалтерии просто необходимо сделать это сопоставление. Делается оно всего один раз.

Заходим в раздел  Администрирование –> Расчет начислений –> Услуги по видам расчета

БухУчет_ТСЖ_16

 

Заполним список следующим образом: каждой услуге расчетного отдела (вид расчета) сопоставим услугу справочника «Номенкдатура», т.е. просто заводим в справочнике «Номенклатура» новый элемент с тем же наименованием.
БухУчет_ТСЖ_17

 

Ваш список будет выглядеть примерно следующим образом:

 

БухУчет_ТСЖ_18

 

 

Важно не пропустить ни один вид расчета, иначе при дальнейшей выгрузке данных в бухгалтерский раздел данные по не сопоставленным услугам выгружены не будут.

У нас все готово для выгрузки начислений за апрель месяц из расчетного отдела в бухгалтерию.

Открываем  раздел Расчетный отдел –> Регламентные операции – >Бухгалтерский учет

Хочу ещё раз заметить, что описанные и используемые в данной статье настройки применяются только, если учет на 76 счете ведется СВОДНО по всем жителям. Если вы ведете учет на 76 в разрезе жителей, следующее  операции выполняться должны чуть по-другому. Об этом в отдельной статье.

Выбираем в качестве контрагента «Жильцы» и основной договор. Эти значение подставятся в документ Реализация. Устанавливаем галку  <Сформировать документ «Реализация товаров и услуг»> и говорим Выполнить

 

БухУчет_ТСЖ_19

 

Если после выполнения обработки программа выдала вам подобные предупреждения, значит не все виды начислений были сопоставлены:

 

БухУчет_ТСЖ_20

 

Вернитесь в настройку «Услуги по видам расчета» и заполните все услуги.

Кроме того программа выдаст предупреждение, что создан документ «Реализация товаров и услуг».

Откройте его.

 

БухУчет_ТСЖ_21

 

К сожалению,  функционал программы не заполнил в табличной части назначения целевых средств, хотя у нас и сделаны соответствующие настройки. Возможно, 1С когда-то исправит эту ошибку. А пока вы можете руками скорректировать данные, заполнив соответствующие статьи.

Результат выполненных операции  вы можете посмотреть в проводках документа и оценить,  сформировав оборотно-сальдовую ведомость по счету 86.02.

 

БухУчет_ТСЖ_осв

 

Вы можете заказать доработку функционала по выгрузке начислений в бухгалтерию с заполнением назначений целевых средств в табличной  части документа «Реализация товаров и услуг» в виде внешней обработке, сделав заявку по адресу sv@kv-plata.ru

9 Комментарии “Бухгалтерский учет ТСЖ

  1. Спасибо. Это как раз тот материал, о котором я спрашивал на форуме solutions.1c.ru/forum/user/branch/houseservices/kvartplata-jkh. Кое-что мы теперь подправили в учете.

  2. По указаному выше адресу почты вчера отправил письмо с запросом на возможность и стоимость работы по написанию внешней печатной формы счета-квитанции. Что-то ответа нет, может почта нерабочая?

  3. Цитата: Если вы ведете учет на 76 в разрезе жителей, следующее операции выполняться должны чуть по-другому. Об этом в отдельной статье.

    Написана ли уже эта отдельная статья? Очень хотелось бы прочитать.

    1. Если в бухгалтерии на 76 счете ведется учет в разрезе контрагентов, то необходимо создавать документ «Реализация товаров и услуг» по каждому жителю-контрагенту.

      Для этого используем регламентную обработку формирования документа «Реализация товаров и услуг» для каждого лицевого счета.

      Выбираем в отборе определенный лицевой счет. Для него устанавливаем соответствующего контрагента и договор. Выполняем обработку. То же самое проделываем для всех лицевых счетов.

      Да — долго и утомительно.

      С одним из клиентов мы решили эту проблему, написав специальную обработку. С ее помощью по заданному соответствию между лицевыми счетами и контрагентами автоматически создавались документы «Реализация товаров и услуг» для каждого лицевого счета-контрагента.

  4. Если можно, письмом сообщите стоимость обеих обработок (по выгрузке начислений в бухгалтерию с заполнением назначений целевых средств в табличной части документа «Реализация товаров и услуг» и создание документов «Реализация товаров и услуг» для каждого лицевого счета-контрагента) или это может быть в одной обработке?

  5. Очень довольны проделанной Светланой работой.

    Обработка экономит массу времени, и бухгалтерский учет теперь ведется в разрезе каждого лицевого счета со всей необходимой аналитикой по 86 счету.

    Внешняя печатная форма квитанции позволила избежать размножения каждый месяц бумажек для написания показаний приборов учета (жители бросают их в специальные ящики в подъездах). Теперь просто отрывают таблицу внизу квитанции (сам дописал).

    Еще раз спасибо! Видно работу профессионала, рекомендую.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *